Частная школа
+7 (495) 225-52-01
+7 (800) 250-52-01
Детский сад
+7 (499) 268-44-04
Прием в школу
+7 (985) 795-42-73

Школа свободы


Художники

Мастер-классы 2011 года

Мастер-классы 2012 года

Мастер-классы 2013-14 года

Проект «Школа свободы», организованный Европейской гимназией совместно с ведущими российскими современными художниками, - это новый, совершенно уникальный для российской культуры проект, объединяющий актуальные художественные и образовательные практики. Последние десять лет культурный мир живет в условиях "образовательного поворота". Это означает, что искусство все чаще осознает свою миссию в производстве знания на благо людей, по сути важнейшей идеей, восходящей к идеалам эпохи Просвещения. Причем образование, получение знаний понимается не как пассивное усвоение, наполнение человека - пустого сосуда, а как сложный процесс взаимного творческого развития ученика и педагога. В такой педагогической модели искусство претендует на определяющую роль.

Идея свободы, начиная с Возрождения, была едва ли не центральным сюжетом, вдохновлявшим как искусство, так и само просвещение. Вместе с тем невозможно отрицать, что попытка реализации стремления к свободе для всех поставила под сомнение принципиальную воплощаемость таких идей в жизнь. Тоталитарные коммунистические режимы, в которые выродился радикальный запрос на демократию для всех угнетенных и, с другой стороны, молодежные движение 60-х, поспособствовавшие превращению освободительных идей в модный сленг, заставили на время забыть о серьезных дискуссиях в этой связи. Многим казалось, что возникновение нового глобального мира, чьи ценности вроде бы базируются на ценностях гуманизма, толерантности и прогресса, позволят свободе вернуться во всем блеске ее духовной красоты. Однако приходится констатировать, что технический прогресс и открытость границ еще не гарантируют расцвета свободы, как личной, так и общественной. Мир действительно предоставляет нам возможность «быть собой», но зачастую эта свобода выбора девальвируется до выбора той или иной марки одежды, автомобиля или партнера. А громкие лозунги о борьбе за личные свободы на самом деле оказываются политическим прикрытием для решения экономических проблем. В результате декларируемая свобода превращается в навязанную необходимость выбора между двумя популярными марками прохладительной воды или же набором расслабляющих комедий. Погружаясь в поток этих маленьких личных «выборов», человек замыкается в себе, становится неспособным к солидарности и подлинному общению и самореализации.

Но может ли быть другая свобода? Не «быть», а «стать» собой или, как пишет директор Европейской гимназии Ирина Боганцева: «Свобода быть собой как ответственность перед собой: я такой, каким решил быть, а не такой, каким меня пытаются сделать реклама, телевидение, политтехнологи и пр. Красота самоограничения … - нам ведь есть, от чего отказываться, в чем себя ограничивать. Манипуляции разных видов и моя свобода оставаться собой – вот истинный смысл проекта!»

И на этом пути особую роль приобретает искусство. Искусство - это инструмент, который, как и педагогика, помогает реализовать призвание человека быть личностью. Только такой человек способен к подлинному действию и преображению мира, который видится уже не статичным, неизменным порядком, а, скорее, проблемой, над которой нужно работать, материалом, с помощью которого мы создаем историю.

Знаменитый бразильский просветитель и педагог Пауло Фрере утверждает, что каждое живое существо способно критически смотреть на мир в диалогическом столкновении с другими. Человек, обладающий соответствующими средствами для такой коммуникации, в данном случае - художественным опытом, - может постепенно постичь свою личную и социальную реальность. В этом процессе преодолеваются старые, патерналистские отношения учитель - ученик, открывая возможность для равноправного творческого диалога.

В проекте «Школа свободы» художники – участники проекта - не просто передают студентам некую сумму знаний и навыков, они ставят творческую задачу в ходе коллективной работы с молодыми людьми обрести новый совместный опыт преображения мира. Наверное, не существует одного рецепта, делающего из человека человека. Это сложный тернистый путь. Но задача педагога и художника - попытаться указать на этот путь.

Богдан Мамонов, Арсений Жиляев

WordPress Lessons